содержание страницы

С чего начинать цигун

начало цигун


Фурунжиев А.С.

Уже давно меня просили написать материал о том, с чего и как начинать шоудаосские цигун практики, как их правильно делать, и чего следует избегать.

Для того что бы пролить свет на все эти вопросы, для начала хотелось бы определиться с тем, что мы собственно подразумеваем под термином «цигун». В переводе с китайского языка «ци» — это ци, некоторая субстанция, термин, эквивалент которому очень трудно найти в русском языке. «Гун» переводится как работа. Итак, вместе мы имеем — работу ци или работу с ци.

Но давайте задумаемся, а именно ли это мы имеем ввиду говоря о ци гуне Шоу Дао? Исходя из того, что, наверное, не каждый сможет сам себе ответить на вопрос о том, что такое ци, мы будем считать цигуном всю небоевую работу, а так же боевую, с подключением внутренних составляющих.

А внутренними составляющими мы будем считать в первую, и главнейшую очередь ощущения, ибо как гласит даосская мудрость, Жизнь нам дарована именно в них. Отсюда цигун, это работа с ощущениями, и именно через них мы получаем сигналы о том, что происходит внутри нас и вокруг нас, и именно они служат теми маяками, которые позволяют нам не заблудиться в дебрях сложных энергопрактик.

Потому, на первом этапе своего своего становления как цигуниста мы будем практиковать скорее управление ощущениями, их созданием и управлением. Часто в тех или иных группах можно услышать фразу: «Почувствуйте энергию!». А как ее почувствовать? Как она должна чувствоваться? В этом заключается первый важный ключ.

Здесь мы имеем два четко обозначенных направления действий.

цигун для начинающих

Первое — это понимание индивидуального восприятия каждым практикующим сходных процессов. Так, например, у одного практикующего те или иные перемещения энергии по телу будут восприниматься как щекотка, у второго как холод, у третьего как покалывание. Конечно же, каждый из них будет прав в своих ощущениях, ибо каждое из этих ощущений сигнализирует о некоей энергетической перемене в организме.

Неопытные инструктора иногда ошибаются, пытаясь «навязать» обучаемым те или иные ощущения испытанные ими в личной практике. Этого лучше не делать. Конечно, можно идти и таким путем, но, наверное, не надо бежать впереди паровоза — вызывание оговоренных ощущений, это техники не для начинающих.

Второе — это четкая проработка данных упражнений и доведение их до уверенного освоения. При этом, иногда, как, например, при упражнении с пульсами, ученик должен вызвать именно оговоренные ощущения. Здесь может показаться, что между первым и вторым принципами есть противоречие, однако это не так. Здесь не стоит путать ощущения предусмотренные упражнением, с их личным восприятием и переживанием.

Так как же начать? Путей много, но главными принципами здесь будут комплексная подача информации, мягкое доведение ученика до состояния осознания тех или иных принципов, работа с теми упражнениями и техниками, которые в данный момент под силу освоить ученику, а так же обязательная доступность изложения и объяснения.

Часто для практикующих становится большой проблемой ситуация, когда на них выливается поток информации, которую им не то что бы освоить, а просто воспринять не представляется возможным. Отсюда создается ситуация, не такая уж и редкая в кругах изучающих Шоу Дао, которую можно охарактеризовать словами «много знают, но мало умеют». Здесь, конечно же, вопрос в приоритетах.

Кому-то интереснее узнавать все больше и больше интересных экзотических, весьма неординарных техник, обсуждать их, а кому-то практиковать, шаг за шагом постоянно повышая свой уровень. Изучение ци гун Шоу Дао, как, впрочем, и других дисциплин изучаемых в группах проекта Шоу Дао — Вкус Жизни строится именно на практическом освоении материала, и именно оно (практическое освоение) является приоритетом.

Вместо долгих рассказов о том, «как это бывает» или о том, «как это может быть», практикующим предлагается четкая программа, следуя которой они достаточно быстро начинают расти в выбранной дисциплине.

Как показывает опыт, через действие процесс познания и освоения техник происходит в разы эффективнее, с более прочными результатами и более глубоким пониманием изучаемого материала. Ни раз и ни два уже на жизненном опыте доказано, что у практикующих возникает гораздо меньше вопросов при подходе через действие, ибо они сами без труда находят на многие из них ответы.

При подходе через тяжеловесную теорию, через долгие лекции, возникает как правило интересный диалог (или, что чаще монолог), разговор, создается ситуация интересного времяпрепровождения, но процесс роста в выбранном направлении изучения значительно замедляется, а КПД усвоения лекционного материала как правило ничтожно мал.

Конечно, голая практика без теоретической подготовки грозит выхолащиванием Знания, но теория так же не должна вредить процессу подготовки, Потому в наших группах к теоретической подготовке так же предъявляются определенные требования, главными из которых являются дозированная подача информации, и ее четкое усвоение в том объеме, в котором она была дана. Следование принципам «течение реки» и «малые глотки» является здесь основополагающим направлением.

с чего начинается цигун

 

Еще одним важнейшим принципом в процессе изучения является постепенность и обязательность освоения ВСЕХ техник, особенно базовых, преподаваемых на начальном этапе. Чего греха таить, не так уж редко к нам приходят люди, практикующие ци гун Шоу Дао, которые практикуют техники Спящей собаки, управления двойниками, рассуждающие о фонтанах предков и об огненном теле, но элементарно не умеющие вызвать там где необходимо в той или иной ситуации пульс, или не имеющие даже начальных навыков правильного дыхания, без поставленной структуры тела или не имеющие вообще понятия о том, что это такое.

Про знание даосской философии, на которой зиждутся практически все техники, говорить вообще не приходится, тем более про ее прикладное применение. Если мы, следуя философии Спокойных стремимся к взращиванию Человека-Дерева, то в такой ситуации удастся взрастить только траву «перекати-поле», без корней и каких-либо четких представлений, куда и зачем она катится.

Цигун, как, впрочем, и боевое искусство Шоу Дао, начинается с наработки базовых навыков и освоения основополагающих принципов. Эти принципы и основанные на них навыки должны быть освоены до уровня осознания и свободного практического освоения. Это мы условно называет подготовительным уровнем, после прохождения которого, можно уже подходить к изучению и освоению сложных техник управления энергией, в том числе и к практике Спящей собаки.

Основные упражнения начального уровня можно разделить на пять больших разделов

1. Упражнения на постановку дыхания, а так же начальные дыхательные техники.
2. Пульс. Начальные техники управления пульсами, создание на их основе прочной базы для последующих сложных упражнений по управлению энергией.
3. Структура. Выстраивание структуры тела. Работа с позой и жестом.
4. Эмоции. Управление эмоциональной сферой.
5. Аутодвижение. Работа с полуконтролируемыми движениями и в последствии с трансовыми состояниями.

Нетрудно заметить, что данные пять составляющих соотносятся со схемой пяти первоэлементов у син, в ее шоудаосском варианте, где классические элементы Земля и Металл заменены на Камень и Воздух. Соотнося упражнения с данной схемой мы сможем увидеть, что дыхательные упражнения будут соотносится с элементом Воздух, пульс — с Камнем, структурные упражнения с Деревом, эмоциональные — с Огнем, а аутодвижения с Водой.

Естественно, что, зная и разбираясь в схеме пяти первоэлементов, хотя бы с ее классическими трактовками (порождение, контроль, противостоияние, порождение и т п) мы без труда сможем понять, в каком направлении дальше развивается работа.

Давайте теперь рассмотрим чуть подробнее каждый раздел этой схемы.

1. Дыхание есть основа жизни, и без подключения дыхательных упражнений ци гун работа просто немыслима. Первый комплекс упражнений можно условно назвать «постановкой структуры дыхания», где воспитание в себе навыка спокойного и глубокого дыхания является первейшей задачей. В общем-то, не секрет, что современный житель мегаполиса дышит неумело. Его дыхание подчинено ритмам, стрессам, внешним раздражителям. Оно следует за ними, вовлекая человека в неуправляемый поток, сокращая и без того неполный ресурс здоровья, сокращая продолжительность жизни, и очень сильно ослабляя восприятие самой жизни, делая его более блёклым, заставляя искать все новые и новые раздражители.

Воспитание в себе фонового ровного глубокого и спокойного дыхания конечно не избавит от стрессовых ситуаций, но позволит в значительной степени их избежать, а уже возникшие, без проблем нейтрализовать.

Контролируемое спокойное дыхание постепенно развивает навыки контроля за другими функциями организма, например в сексуальных практиках продление полового акта, а для женщин — открывает путь к мультиоргазмичности.

Помимо фонового дыхания, так же изучаются различные специфические его виды, направленные на решение различных задач, самые простые из которых — успокаивающие, тонизирующие или гармонизирующие типы дыхания, а так же некоторые очищающие формы.

Естественно, как и любой изучаемый аспект, дыхательные практики должны быть наработаны до степени их свободного использования. Без этого о прогрессе в обучении говорить не приходится.

2. В арсенале Шоу Дао есть немало интересных и оригинальных техник и методик, и упражнения с пульсом, без сомнения, являются яркими их проявлениями. По своей эффективности и подводящим к более сложным техникам свойствам этим упражнениям трудно найти аналог. Но при своей, казалось бы, простоте, даже самые простые формы работы с пульсами сразу удаются не всем. Например в начальной группе из 20 человек только пятеро смогли вызвать пульс в указательном пальце не испытывая трудностей, еще несколько человек вызвали его спустя некоторое время на тренировке, а остальным пришлось еще работать дома.

Если дыхание является одним из носителей Ци, то пульс в медитативно-энергетических практиках — это лакмусовая бумажка, показывающая нам, прилила ли энергия в ту или иную зону или нет. Управляемый пульс — это и есть ощущение Ци на первых этапах изучения ци гун практик.

3. Выстраивание структуры тела до последнего времени было слабо представлено в общей палитре как боевых, так и небоевых техник Шоу Дао. Отчасти, это, наверное, связано с тем, что данные методики подразумевают персональный подход, и тудноприменимы при массовом обучении. О выстраивании же структуры без обучающего, в современных условиях вообще речи идти не может.

На первых порах работа строится на выстраивании суставов, постановке их в, как принято называть у нас в группе, нулевую позицию. Помимо этого идет постоянная работа с позвоночником, повышением его пластичности и подвижности, а так же над его правильной позицией — стоит ли говорить, что среди практикующих многие до сих пор уверены, что правильная позиция выстраивается прогибом в пояснице, хотя именно это структуру разрушает, и несет в себе потенциальную опасность здоровью.

В начальной группе большое внимание уделяется работе по лепесткам, как базовому координационно-структурному комплексу. Конечно же, не остается в стороне и классика Шоу Дао — работа по кругам, во всем ее многообразии, как в одиночном так и в парном вариантах.

Выстроенная и правильно сформированная структура предотвращает энергетические застои, позволяет намного быстрее и качественнее ставить боевые техники и конечно же намного успешнее практиковать ци гун Шоу Дао.

Тем, кто интересуется работой со структурой тела, рекомендую посмотреть моменты моего семинара в Тюмени (это видео лежит на канале «Вкус Жизни» в ю тьюбе), где данная тема была разобрана очень подробно.

4. Управление эмоциями — очень важный аспект изучения. С помощью этих техник можно не только элементарно управлять собой, но и вызывая те или иные эмоциональные формы достигать необходимых состояний в упражнениях, значительно повышая их интенсивность (если это требуется), либо, углубляя те или иные медитативные состояния, равно как и успокоение потока энергии, если проявления ее становятся слишком сильными.

Отдельно следует сказать, что управление эмоциями так же возможно использовать и в оздоровительных практиках, как сильное фоновое средство. Восточная медицина, как впрочем, и западная, но немного в другой форме, тесно связывает эмоциональную сферу с деятельностью внутренних органов, и существует целый раздел техник направленных на воздействие на тот или иной орган с помощью вызываемых эмоций.

Упражнения с эмоциями на начальном этапе их освоения, можно разделить на вызывание, контроль и погашение той или иной эмоции. Те, кто знаком с базовыми философскими понятиями даосизма, знают, что эмоциональная сфера делится на пять составляющих, так же соотносящихся с пятью первоэлементами, где каждому элементу соответствует та или иная эмоция. В последствии схема, конечно же, усложняется, не только взаимодействием и сочетанием первоэлементов, но и введением других, более сложных схем, среди которых как достаточно известные — как например схема триграмм, так и практически неизвестные.

Упражнения по управлению эмоциями сопровождаются постоянной наработкой различных вариантов «внутренней улыбки», к которым подключаются другие упражнения по типу «человек-зверь» или разнообразные медитативные техники.

Развитые и управляемые эмоции позволяют нам гармонично ощущать себя в Жизни, реагируя наиболее подходящим способом на ту или иную ситуацию, либо пропуская ее мимо себя, либо подыгрывая ей, либо просто ломая ситуационный стереотип неожиданным или нестандартным решением.

5. Аутодвижение представляет собой сложный процесс, задействующий глубокие механизмы нашего тела. В своем практическом применении аутодвижения могут использоваться практически во всех аспектах Жизни, при условии их качественного освоения.

Изучение элементарные шагов в освоении аутодвижений начинается непосредственно на подготовительном уровне, и упражнения нарабатываются постоянно. Как показывает опыт, обучить работе с аутодвижением можно практически любого человека, при наличии обоюдного желания у обучаемого и обучающего, успех приходит достаточно быстро.

К элементарным начальным упражнениям этого раздела можно отнести разведение рук с сопротивлением, представление движения с закрытыми глазами, раскачивание конечностей (упражнение нарабатывается параллельно с постановкой структуры), после, на более продвинутом этапе, подключается работа с мыслеобразами и с подключением других составляющих.

Практика цигун подразумевает под собой постоянную наработку тех или иных техник, до уровня полного их освоения. Задача ведущего же, помимо отлично усвоенной теории и обязательного владения всеми техниками, которые он преподает, состоит в том, что бы в момент работы избежать рутины, муштры и не зацикливаться на утомительных повторах одного и того же. Способность к творческому подходу в процессе обучения является очень важной чертой, определяющей как уровень инструктора, так и успех в прогрессе практикующих.

При перепечатывании материала ссылка на сайт www.shou-dao.ru и автора Фурунжиева А.С. обязательны!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
С метками: , , , , , , , , ,
Опубликовано в ОСНОВЫ ЦИГУН, Цигун

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*