содержание страницы

УЧИТЕЛЬ ДЛЯ СЫНА. Притча

пртичи о боевых искусствахАвтор: Андрей Стёганцев — http://www.stiogantsev.ru/

У одного князя был любимый сын. Когда сыну исполнилось семь лет, настало время найти для него учителя. «Кого же выбрать?!» – задумался князь.

Он вызвал к себе главного придворного мудреца и задал этот вопрос ему.

— Определи, каким ты хочешь видеть своего сына через десять лет, — ответил мудрец – и найди человека таких же достоинств, но выраженных многократно. Этот человек и будет для княжича наилучшим учителем.

— Каким же я хочу видеть своего сына? – задумался князь. – Пока он еще мал, но пройдет время, и он будет править вместо меня. А правитель в первую очередь должен быть мудрым. Значит, – решил князь, я найду самого мудрого в княжестве человека — учить и воспитывать моего сына будет он.

Князь снова вызвал к себе мудреца и спросил, кто в княжестве самый мудрый.

— Вообще-то я, — сказал мудрец.

— Тогда ты и будешь воспитывать моего сына!

— Благодарю за доверие, — сказал мудрец. – Но я уже стар и слаб, а будущий правитель должен быть сильным, здоровым и выносливым.

— Это — не беда, — сказал князь. – В помощь тебе мы пришлем самого сильного, здорового и выносливого в княжестве человека. Кто у нас самый сильный, здоровый и выносливый?

— Самый сильный – это кузнец: он целыми днями орудует тяжелым молотом. Самый здоровый – это пастух: он в любую погоду с утра до ночи бродит по полям и лугам. А самый выносливый – это землепашец: он такой же неутомимый, как земля, которая носит нас всех.

— Что ж, – молвил князь. Призовем тебе в помощь всех троих. Пусть мой сын будет мудрым, сильным, здоровым и выносливым.

— Этого недостаточно для хорошего правителя, — возразил мудрец. — Еще правителю нужно быть умным, чтобы своевременно и правильно издавать законы и назначать налоги; хитрым, чтобы успешно вести дела с соседними княжествами; честным и справедливым, чтобы ему доверяли люди. Я, конечно, мудр, но ум мой при этом не самый быстрый и точный. Хитрости во мне совсем нет. А самый справедливый в княжестве – это, безусловно, ты.

— Ну, ладно. Учить его справедливости буду я сам. А кто в нашем княжестве самый умный и хитрый?

— Самый умный – придворный звездочет, а самый хитрый – главный купец.

— Призовем и их! – решил князь.

— А еще, — продолжал мудрец — хороший правитель должен быть отважным во время войны и осторожным во времена мира, ему необходимо быть добрым и милосердным и, кроме того, он должен слышать голос богов.

— Есть у нас такие?

— Есть. Голос богов лучше всего слышит колдун. Самая добрая и милосердная – это городская целительница. Самый осторожный – это охотник. А самый храбрый – это, конечно же, наш лучший воин.

— Хм, воин… Вообще-то я хотел, чтобы мой сын правил не силой оружия, а силой ума! Ну, да ладно. Позовем воина и этих троих. Итак, что у нас получилось?

— Мудрости твоего сына буду учить я, справедливости – ты сам, господин. Кузнец воспитает его сильным, пахарь – выносливым, а пастух – здоровым. Звездочет и купец сделают его ум быстрым, точным и гибким. Воин воспитает его храбрым, а охотник – осторожным. Колдун поможет ему услышать голоса богов, а целительница научит его доброте и милосердию.

Князь призадумался.

— Итак, у нас получилось одиннадцать человек, без меня – десять. Все равно многовато… Нелегко им будет ладить друг с другом, да и жалование им придется платить немаленькое! Как бы найти одного человека, обладающего всеми этими достоинствами, пусть даже и в меньшей степени? — обратился князь к мудрецу.

Теперь призадумался мудрец. Но ненадолго, ведь все-таки он был мудрецом.

— Нужно выбрать из этих одиннадцати человек того, кто будет самым лучшим в чем-то одном, а в остальном пусть он будет второй или третий — я думаю, этого окажется достаточно для воспитания княжича. Мы поселим всех этих людей в одном доме, и пусть они проживут вместе три дня. А потом пусть каждый скажет, кто самый достойный после него: кузнец пусть скажет, кто после него самый сильный, пахарь скажет, кто после него самый выносливый, купец – кто самый хитрый и так далее. И посмотрим, кого назовут большее число раз. Может, это будет один человек, а даже если два или три – все лучше, чем одиннадцать.

— Хорошо, — сказал князь – это мудрое решение. Иди и узнай имя самого достойного. Жду тебя ровно через три дня!

… Через три дня мудрец вошел в покои князя и низко поклонился.

— Я все узнал, мой господин. Но прежде, чем я назову тебе имя самого достойного, поведай мне, кто в твоем княжестве самый честный и справедливый после тебя.

Князь надолго задумался. Потом он со вздохом сказал:

— Хотя мне и не хочется это признавать, но все-таки самый честный и справедливый после меня человек – это наш лучший воин. Когда мой отец внезапно умер, воин с честью защищал княжество от врагов и заговорщиков, а после моего совершеннолетия он по справедливости передал всю свою власть мне.

— Что ж, господин — сказал мудрец – тогда вот мой рассказ. Я собрал всех этих людей и на три дня поселил их под одной крышей. Через три дня я вызвал их во дворец и каждого тщательно расспросил. Кузнец сказал, что самый сильный после него – это воин. Землепашец сказал, что воин — самый выносливый. По словам пастуха, у воина оказалось самое лучшее здоровье. Купец посетовал, что воин торгуется с ним почти на равных, а звездочет признался, что воин – единственный, кто обыграл его в шахматы. Колдун поведал, что воин слышит голос богов почти также хорошо, как он сам, а городская целительница сказала, что воин – самый добрый и милосердный среди всех. Охотник заявил, что воин еще более осторожный, чем он сам, а то, что воин самый отважный в княжестве, мы знали заранее.

Мудрец немного помолчал, а потом продолжил:

— Ты сам решил, что он честен и справедлив. А я, поговорив с ним, выяснил, что он мудр не по годам. Так что не гневайся, но по всему выходит, что воин – это самый лучший учитель для твоего сына.

— Почему я должен гневаться? — спросил князь. – Ты нашел для моего сына самого хорошего учителя из всех возможных — он сможет подготовить будущего правителя самым наилучшим образом. Так что, повелеваю: пусть моего сына учит и воспитывает лучший воин княжества. И пусть так будет всегда!

… С тех пор в этом княжестве наследника престола всегда обучал и воспитывал лучший воин. Потом этот обычай распространился и на другие княжества, и даже на другие земли. И со временем уже не только правители и их дети – все те, кто хотел подготовить себя к великим делам, шли учиться воинским искусствам, и, как правило, не жалели о том.

Так из воинского мастерства, суть которого — искусство смерти, родилось другое мастерство, суть которого – искусство жизни. Мастерство, с помощью которого можно стать хорошим правителем для своего княжества, будь оно внутри или снаружи.

Так родился путь Воина.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
С метками: , , , ,
Опубликовано в Философия боевых искусств, ФИЛОСОФИЯ КУНГФУ (УШУ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*